seven +38 (044) 237-7440
+38 (044) 332-7440

поМЕШАНЫЙ праздник


Автор: Чепенюк Виктория, журналист
Эксперт: Андрей КРЮЧКОВ, директор Консалтинго-тренингового центра «SEVEN»

Сегодня все большей популярностью у потребителей пользуются продукты «2(3, 4…) в 1», объединяющие в себе несколько свойств, а, посему, позволяющие экономить дорогостоящее время и деньги. Впрочем, эта тенденция коснулась сфер жизнедеятельности не только отдельного индивидуума, но и такого организма как компания. Так, особой популярностью начали пользоваться объединение в одно целое двух составляющих коллективной жизни – праздников и тренингов.
По прогнозам российских специалистов в ближайшее время в Лету канут привычные корпоративные застолья. Любое вложение средств должно максимально окупаться – таковы законы рынка. Но в погоне за показателем рентабельности некоторые чрезмерно увлеченные руководители и представители HR-отделов делают медвежью услугу сотрудникам. В конце концов, корпоративные празднования превращаются в тренинг с «жестким режимом». И вполне возможно, он бы принес ожидаемые плоды, но при соблюдении одного условия – изначального настроя людей не на отдых, а на активную работу, пусть в ином формате.
Но, все-таки, что становится мотивом для создания такого HR-продукта «2 в 1»?

Здравый расчет?
По словам представителей консалтинговых фирм, единственной значимой причиной, побуждающей руководителей совмещать приятное с полезным является исключительно здравый расчет - возможность сэкономить средства на организации мероприятия. Важным моментом является также экономия времени сотрудников, поскольку отрыв работников от рабочего процесса чреват автоматическим недополучением какой-то части прибыли.
Ярослава Бутенко, бизнес-тренер, компания СТС: «Поскольку я сама являюсь представительницей бизнеса, то вполне могу оценить ситуацию изнутри – в том числе с позиции руководителя. С одной стороны, если меня, как топ-менеджера, интересуют исключительно показатели краткосрочной эффективности деятельности предприятия – вопрос проведения коллективных праздников не будет волновать в целом - и объединения их с тренингами в частности.
С другой стороны, меня, как руководителя, беспокоит уровень конкурентоспособности моих сотрудников – во всяком случае, по сравнению с другими игроками этого сегмента рынка. Поэтому, я крайне заинтересована в инвестициях в обучение персонала. Но как человек прозорливый, объединив корпоративный праздник и тренинг, я просто сокращу расходы – на транспорт, на проживание участников за пределами города (если это выездное мероприятие)».
Правда, как показывает практика, не всегда выбор формата празднования продиктован исключительно меркантильным подсчетом сэкономленных средств. Вот что рассказала по этому поводу Тамара Матвиец, HR-директор, клиника «ИСИДА»: «Наша клиника имеет уже 15-летний стаж работы. Естественно, на протяжении этого времени проводились праздники, на которые также приглашались наши клиенты и их дети, которые появились на свет, благодаря нашей клинике. Безусловно, корпоративное событие в таком формате несло в себе серьезный заряд позитивной для компании информации - сотрудники видели результат своего труда. Но это был скорее этический, нежели корпоративный посыл.
Темпы роста клиники (за последние два года количество нашего персонала увеличилось практически в пять раз) привели нас к необходимости пересмотреть подход к таким корпоративным празднованиям в целом. Для этого существовал ряд объективных причин. Мы не имеем возможности проводить общие мероприятия для всех сотрудников - у нас нет достаточно большого помещения, которое бы позволило собрать всех под своей крышей. А, если учесть специфику работы (некоторые отделения функционируют автономно, посменно), многие из работников мало контактируют со своими коллегами.
Был еще один крайне специфический нюанс – не взирая на то, что мы отбираем лучших из лучших, наши сотрудники приходят из сферы государственной медицины, что определенным образом сказывается на их мировоззрении. Нам нужно переориентировать их сознание и ценности, демонстрируя абсолютно иное виденье профессиональной деятельности, корпоративной культуры и этики, закладывая понятия – клиенториентированности и сервиса европейского уровня в сфере медицины. Естественно, что для нас актуальны вопросы формирования единых корпоративных целей, ценностей, духа наставничества и командности.
Поэтому мы и приняли решение провести праздник с элементами командообразующего тренинга – таким праздником стал День рождения нашей клиники».
К слову, подход к выбору «совмещенного» празднества у разных организаций, как утверждают специалисты, достаточно стандартен. Так, по словам, Тимура Сыроватского, руководителя Студии эффективных корпоративных праздников и событий «Барабан», идея проведения корпоративного праздника-пикника с элементами тренинга возникает у заказчиков в период с мая по конец сентября. Традиционным поводом для таких мероприятий становится – в большинстве случаев - день рождения компании: то есть событие, которое можно отмечать условно, «передвигать» в датах и которое является обособленно-общим для всех членов коллектива.

Усидеть ли на двух стульях?
Итак, изначально и руководство клиники «Исида», и компании-устроители праздника ориентировались не на закрепление специфических навыков и умений – учитывая сферу деятельности, это было просто невозможно в полевых условиях, а на формирование сплоченности в коллективе.
Александра Толмачёва, маркетинг директор, клиника «Исида»: «Праздник был построен как структурированная игра, одной из основных целей которой, был совместный процесс творения праздничного действа как можно большим числом сотрудников клиники. Наш коллектив на сегодняшний день составляет 350 человек. Это люди разного возраста – от 20 до 65 лет, образования, интересов, поэтому сделать праздник увлекательным и полезным было не просто. Менеджмент клиники, совместно с консультантами и организаторами праздничной части мероприятия разработали сценарий, в котором связали развлекательные и командообразующие игровые элементы. При этом одним из самых ярких элементов командообразования стали учредители, топ и мидл менеджеры компании: один из учредителей собственноручно приготовил для всех сотрудников (а было около 300 человек!) изумительный шашлык и ароматный плов; один из топов сотворил шурпу…
Результатом мы вполне довольны - не менее 80% наших сотрудников с радостью приняли участие в активной части праздника. Отношения в коллективе стали более дружелюбными и доверительными, и это наилучшим образом отражается на результатах нашего труда – люди работают с удовольствием, клиенты остаются довольными и благодарными нам. Именно поэтому на протяжении последних трех лет наша клиника выбирает такой формат корпоративного отдыха - симбиоз праздника и тренинга на командообразование».
Как видно, в описанном выше случае вырисовывается почти идеальная картина бесспорной успешности «тренингопраздника»: довольны и сотрудники, и организаторы, достигнут ожидаемый результат.
Но, к сожалению, при неправильном подходе к решению этой проблемы, можно получить абсолютно противоположный эффект. Вот оценка скрещивания «полезного с приятным», прозвучавшая в приватной беседе с одним из сотрудников достаточно агрессивно развивающейся отечественной компании.
«Первое, (да и последующие – объединенные), мероприятие вспоминается с неприятным осадком: мы работам в жестком режиме и возможность провести официальный(!) государственный выходной на природе с коллегами мало кого обрадовала, - рассказал мне собеседник. – А когда – уже на месте дислокации - выяснилось, что об отдыхе не может идти и речи, что основная цель, стоящая перед нами – отработать определенные профессиональные навыки в форме даже не тренинга, а дрессировки – настроение у всех достигло отметки абсолютного нулю».
Именно поэтому руководителям следует взвесить все «за» и «против», руководствуясь не только экономической выгодой, но и знанием о скрытых рисках подобных совмещений (а их немало).

Комментарий эксперта
Андрей Крючков, бизнес-тренер,
руководитель Консалтинго-тренингового центра SEVEN


Какие подводные камни и скрытые риски существуют в случаях совмещения праздников и тренингов:
1.Риск «НЕ ЗАХОТЕЛИ»: Люди пришли отдыхать и веселиться, а их заставляют работать. В результате может произойти существенное снижение эффективности тренинга из-за внутреннего сопротивления людей. Чтобы этого не произошло, необходимо заранее информировать людей о формате и целях мероприятия, а также показать работникам выгоды участия в нем.
2.Риск «НЕ СМОГЛИ»: Все мероприятие занимает малое кол-во времени (например, 1 день) и на тренинг выделяется слишком малое время (например, несколько часов). В результате снова можем получить низкую эффективность тренинга, если это вообще можно назвать тренингом. Чтобы этого не произошло необходимо четко определить цели мероприятия. А потом необходимы консультации с профессиональными бизнес-тренерами и, если необходимо, с представителями компании, которая организует праздник.

Объединить нельзя развести

Тем не менее, специалисты единодушны в том, что отдых таки можно комбинировать с тренингами, но лишь направленными на развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, на формирование в сознании сотрудников единой корпоративной культуры.
Например, как утверждает Ярослава Бутенко, такое совмещение часто происходит в тех случаях, когда директора огромной сетевой компании собираются для отчета перед менеджментом, а после не разъезжаются, поскольку программой предусмотрено проведение тренинга. Но и в этом случае есть своя экономическая обоснованность – существенная экономия на логистике.
В целом же, подобные «праздничные тренинги» - это хороший инструмент в руках HR-менеджера, который хорошо чувствует тонкие места в своем ресурсе, но инструмент, направленный исключительно внутрь корпорации, в большей степени носящий имиджевый характер. При этом, по утверждению Тимура Сыроватского, при условии правильного и взвешенного подхода такой праздник может быть достаточно результативным: « Мы веселимся отдыхаем, но в это время каждый сотрудник бессознательно закрепляет для себя понятие корпоративной культуры, девиз, какие-то общие задачи на новый сезон. У нас есть компании, которые из года в год проводят «корпоративы». И как утверждают наши заказчики, они являются крайне эффективными. Все зависит только от ювелирной работы режиссера. Если сложный для усвоения информационный материал будет топорно выдаваться на-гора – подробное неуместное во время отдыха навязывание будет отвергаться».
Но насколько такое сочетание применимо к выполнению серьезных задач по повышению уровня профессионализма сотрудников, необходимо определять самому заказчику.

Комментарий эксперта
Андрей Крючков, бизнес-тренер,
руководитель Консалтинго-тренинговогоцентра SEVEN


В каких случаях все-таки можно совмещать праздники и тренинги:
Если праздник достаточно длительный по времени, чтобы вместить в себя полноценный тренинг (т.е. 2-3 дня), и тематика тренинга логически связана с тематикой праздника. Наиболее часто встречается такая связка: «День рождения компании + Повышение уровня неформальных коммуникаций в компании». Хотя возможны и другие связки. Например, праздник, посвященный Миллионному клиенту + тренинг по вопросам управления лояльностью клиентов.
Если же подойти с другой стороны, и посмотреть, с чем кроме праздников можно совмещать тренинги, то практика показывает следующее:
Тренинги эффективно совместимы с такими мероприятиями как:
1.Сессии стратегического планирования и вообще любые заседания рабочих групп компании. Совмещение таких мероприятий с тренингом существенно повышает их эффективность, в случае если на тренинге даются технологии решения тех задач, которые должна решить рабочая группа.
2.Корпоративные конференции, донесение стратегии компании «в массы» - общефирменное мероприятие по знакомству работников со стратегией развития компании. Само такое корпоративное мероприятие направлено на вовлечение большинства (в идеале всех) работников компании в процесс обсуждения и детализации стратегии компании до уровня всех подразделений. Естественно, что включение в такое мероприятие тренинга также существенно повышает эффективность и первого и второго, если опять таки на тренинге даются технологии решения тех задач, которые должны решать работники компании на этом мероприятии. В данном случае это вопросы, касающиеся миссии и видения компании, ее корпоративных ценностей, стратегического анализа и планирования, детализации стратегии до уровня подразделений и т.д.
3.Отдых + тренинг (например, с выездом на море или в другие страны). Цель такого симбиоза может быть различной. Это может быть сделано, чтобы повысить значимость тренинга как особого бонуса для лучших работников компании. Также это может быть сделано, чтобы повысить эффективность тренинга посвященного развитию креативности руководителей в решении сложных управленческих задач, т.к. выезд в иную обстановку раздвигает рамки стереотипов человека. И чем экзотичнее место(страна, культура), тем выше может быть эффективность такогомероприятия.

05.09.2006
Журнал "Управление персоналом"/ август 2006 г.

назад
Rambler's Top100